Пожалуй самым известным событием арабо-израильской конфронтации в межвоенный период стала воздушно-разведывательная операция ВВС Израиля проведенная 13 сентября 1973 года. В мировых новостных изданиях события преподавались через призму израильской версии, совершенно не задаваясь вопросом почему, что и как происходило в реальности. Сейчас на основании доступных документов сторон мы можем рассмотреть подробности этого дня и сделать определенные выводы.
Предыстория событий
8 сентября 1973 г в Сирии официально было объявлено о начале широкомасштабных учений ВВС и ПВО. Министр обороны САР Мустафа Тлас и командующий ВВС Наджи Джамиль отправились в недельную поездку по аэродромам района учений, в которой наблюдали как летчики и зенитчики отрабатывают боевое применение на полигонах. Израильская разведка старалась отслеживать все признаки готовящейся войны, поэтому её очень заинтересовало происходящее мероприятие, но так как оно проходило в центральной части Сирии, где возможности агентурной сети были ограничены, было решено попробовать другие способы. С просьбой “заглянуть к соседу” руководство обратилось к ВВС Израиля, в результате чего и появился план воздушной разведывательной операции, получившей кодовое название “Дон Жуан 9”.
Необходимо отметить, что по сложившейся в ВВС Израиля практике сверху спускали только задачу, а планирование осуществляли непосредственные участники. Именно на месте было решено задействовать в операции две пары разведчиков RF-4, каждая из которых имела задачей отснять свой участок территории противника. Тем самым сокращалось время пребывания самолетов над опасным районом. Следующий пункт, которому уделили особое внимание был скрытный выход в намеченный район. Чем позже противник обнаружит разведчиков, тем меньше времени у него останется для реакции на нарушение. Для этого как нельзя лучше подходила территория Ливана, рассеченная несколькими горными хребтами, прячась за которыми самолеты могли выйти не замеченными прямо к центральным районам Сирии. Сам Ливан был слабым в отношении защиты своих границ, поэтому его реакцией ожидаемо пренебрегли. Согласно расчетам вся операция с момента перехода самолетов-разведчиков в набор высоты, должна была занять 12 минут, что по мнению израильтян не позволяло сирийским перехватчикам отреагировать. Отход самолеты-разведчики должны были выполнить в сторону средиземного моря, попутно отсняв портовые сооружения Тартуса и Латакии, куда прибывали военные грузы. На случай если что то пойдет не так, были предусмотрены группы истребителей прикрытия, размещенные в зонах ожидания над средиземным морем, вертолеты ПСО и самолеты-ретрансляторы. Важным моментом был подбор для операции опытных летчиков и операторов, так все ведущие групп были в должностях командиров эскадрилий, либо заместителей командиров эскадрилий.
Проведение операции
Первым летательным аппаратом поднявшимся в воздух в рамках операции “Дон Жуан 9” стал вертолет ПСО S-65C-3 “Ясур” №5074 управляемый экипажем 118 аэ к-на Исраэля Яхалома. Взлет произведен в 12:00, за пол часа до основной группы. Ниже приведен порядок взлёта групп задействованных в операции:
Время взлета | Кол-во ЛА | Тип ЛА | Эскадрилья | Состав группы | Задача |
12:00 | 1 | S-65C-3 | 118 аэ | 1. Исраэль Яхалом | ПСО |
12:30 | 1 | A-4 | 115 аэ | 1. Эльдар | Ретрансляция |
12:30 | 4 | F-4E | 107 аэ | 1. Ифта Спектор / Миша Орен 2. Меир Мост / Давид Регев 3. Шломо Эгози / Йоси Явин 4. Шмуэль Гордон / Йони Эрель | Воздушное прикрытие |
12:35 | 2 | A-4 | 109 аэ | 1. Лапидот 2. Кедми | Ретрансляция |
12:40 | 2 | RF-4E | 119 аэ | 1. Элиэзер Пригат / Хаим Кац 2. Моше Мельник / Элазар Лиор | Разведка |
12:40 | 2 | F-4E | 119 аэ | 1. Арнон Левушин / Илан 2. Цви Канор / Цви Таль | Непосредственное прикрытие разведчиков |
12:43 | 2 | RF-4E | 69 аэ | 1. Амнон Арад / Дэнни Витман 2. Бриск / Ротем | Разведка |
12:58 | 4 | Мираж | 117 аэ | 1. Ехуда Корен 2. Йоси Шимхони 3. Амос Бар 4. Элизер Адар | Воздушное прикрытие |
12:59 | 4 | Мираж | 101 аэ | 1. Исраэль Бахарав 2. Амирам Каль 3. Авраам Сальмон 4. Иваль Нейман | Воздушное прикрытие |
Пара разведчиков 119 аэ ведомая ком аэ п/п-ком Элиэзер Пригатом произвела взлет с аэродрома Тель-Ноф в 12:40. Так как ей предстояло работать на самом опасном участке, вдали от береговой черты, ей выделили непосредственное прикрытие из двух F-4E этой же эскадрильи. Выйдя над морем к территории Ливана, вся группа перешла на малую высоту, пересекла береговую черту и вошла в долину между горными хребтами. В течение полутора минут самолеты следовали вдоль долины, в условиях низкой облачности. Были опасения, что облачность может сорвать фотографирование, но на выходе из долины небо оказалось ясным, поэтому разведчики, действуя согласно плана, сбросили ПТБ и перешли в набор высоты. Набрав 12200 м экипажи включили фотооборудование и начали выполнение маршрута, причем на самолете ведущего одна из камер не заработала по технической причине.
Другая пара разведчиков 69 аэ ведомая п/п-ком Амнон Арадом взлетела с аэродрома Рамат-Давид в 12:43 и выполняла задачу без непосредственного прикрытия, так как работала в прибрежном районе. Выйдя на малой высоте к сирийской границе пара перешла в набор и заняв 12200 м приступила к съемке. Так как за самолетами появились инверсионные следы, демаскировавшие полёт RF-4, летчики уменьшили высоту до 11600 м, где следы пропали. Таким образом в обе пары разведчиков приступили к выполнению задания в 13:15.
Одновременно с разведчиками в зоны дежурства были выдвинуты группы воздушного прикрытия. Звено F-4E 107 аэ ведомое ком аэ п/п-ком Ифтах Спектром выполняло орбиты на высоте 7600 м, над Средиземным морем на траверзе Тартуса. Звено “Миражей” 117 аэ ведомое ком аэ п/п-ком Ехудой Кореном “висело” на высоте 6100 м на траверзе Бейрута и звено “Миражей” 101 аэ находились на траверзе н.п. Рош-ха-Никра. Если бы операция прошла по намеченному плану, то вмешательства групп воздушного прикрытия не понадобилось бы. Но уже через 7 минут работы разведчиков был отмечен взлет сирийских истребителей с аэродромов Хама и Дабаа. Противник явно успевал отреагировать раньше, чем на это рассчитывали израильтяне. Начался отвод разведчиков в направлении Средиземного моря. Но и тут сирийцы оказывались быстрее, успевая как минимум одним звеном сблизиться с отходящими разведчиками на дистанцию пуска до пересечения береговой черты. В сложившейся ситуации израильтяне приняли решение начать ввод в бой групп воздушного прикрытия.
Воздушный бой
Завязкой воздушного боя можно считать временной интервал 13:28-13:31 (в сирийских документах указано время 14:30, что связано с разницей перехода стран на зимнее время). Необходимо отметить постепенное усложнение погодных условий характеризуемое 4-7 бальной облачностью. Сирийцы, преследуя противника, вышли на высоте 9150 м к береговой черте на отрезке аль-Арида – Тартус и первыми открыли огонь, пустив УРВВ по отходящей паре разведчиков, но успеха не добились. Сразу после этого в бой вступило звено F-4E 107-й аэ, ведущий которого п/п-к Ифта Спектор сумел сбить подряд два МиГ-21, а ведущий второй пары Шломо Эгози попал ракетой в ещё один самолет противника. Весь последующий бой происходил в виде постепенного ввода резервов с образованием отдельных очагов. Причем израильские операторы смогли обеспечить своим летчикам гораздо более высокий уровень осведомленности, подсказывая не только о подходивших самолетах противника, но и о местоположении своих групп. По израильским данным удалось сбить 8 самолетов противника, на чем события дня могли закончиться, но сирийцы неожиданно “размочили счет”…
Звено “Миражей” ведомое ком аэ п/п-ком Ехудой Кореном получило информацию о начале боевого столкновения и с набором скорости направилось на помощь. Выйдя к береговой черте израильтяне обнаружили 3 МиГ-а, выполняющие левый разворот. Ведущий второй пары Амос Бар оказался в наиболее удобном положении и запросил разрешения на атаку. Получив разрешение ведущего, он пустил УРВВ и сбил один МиГ-21. За оставшимися погнался ведомый второй пары л-т Шимхони. Оторвавшись от ведущего он включил форсаж, маневрируя подошел к противнику на расстояние около 900 м и пустил УРВВ, но та разорвавшись рядом не нанесла фатальных повреждений. Амос Бар с удивлением сказал в эфир, что МиГ продолжает лететь. На что ведущий ответил ему: – “Так сбей его, идиот!”. Собственно это он и сделал, после такой подсказки. В район боя подошло еще одно звено сирийских самолетов, оказавшись выше “Миражей”, поэтому ведущий п/п-к Корен дал команду на отход, пикируя до высоты 5000 м. К этому моменту звено полностью распалось и израильтяне выходили из боя самостоятельно. Л-т Йоси Шимхони выйдя из боя определил малый остаток топлива и перешел на крейсерский режим работы двигателя. Занимаясь расчетами, он пропустил зашедший сзади МиГ-21, увидев его уже после пуска УРВВ. Почувствовав удара летчик обнаружил срабатывание сигнализации “Пожар”, доложил о случившемся по радио и выключил двигатель. Спланировав как можно дальше от района боя, на высоте 1200 м, летчик катапультировался, приводнившись в море, в нескольких километрах от пляжа н.п. эль-Арида.
Кроме того, согласно документам, кому то из сирийских летчиков огнем ВПУ удалось повредить еще один “Мираж” из состава звена 101 аэ. Летчик л-т Амирам Каль, ведомый у Исраэля Бахарова, получил попадание 23-мм снаряда в крыло, вызвавшее утечку топлива. Сообщив о проблеме он покинул строй и сумел дотянуть до аэродрома Рамат-Давид, где выполнил посадку. У израильтян в группе руководства полетами возникло определенное замешательство от развития ситуации. Один самолет потерян, другой доложил, что подбит… В 13:32 на усиление в срочном порядке поднимается пара “Мираж” 117 аэ, а в 13:34 пара F-4E 69 аэ, далее следует получасовой перерыв, в течение которого уточняется план спасательной операции.
Спасательная операция
Разобравшись в ситуации, в 13:52, израильтяне поднимают в воздух вертолет “Фрелон” 114 аэ, а следом, с различными интервалами еще четыре вертолета 114 аэ, 124 аэ и 118 аэ. В 14:03 – 14:15 взлетают две пары “Нешеров” и пара “Фантомов”, летчики которых уходят вперед и патрулируют район предполагаемой спасательной операции. А уже с 14:52 происходят взлеты пар и звеньев самолетов “Мираж”, “Нешр” и “Фантом”, предназначенные для изоляции района. Всего в спасательной операции было выполнено 4 вылета самолетов “Мираж”, 26 вылетов самолетов “Фантом”, 8 вылетов самолетов “Нешр”, 2 вылета самолетов Б-707 (один из которых вернулся из-за технической неисправности), 1 вылет “Скайхока” на ретрансляцию и 6 вертолето-вылетов.
Когда вертолеты появились над долиной Аккар, начав прочесывать побережье, боевики из лагеря Нахр аль-Баред притащили крупнокалиберный пулемет и открыли по ним огонь. Но о каких либо нанесенных повреждениях в израильских документах не упоминается. В 15:10 в район вышло замыкающее звено сирийских МиГ-21, лётчики которых видимо не имели никакой информации о воздушной обстановке и даже не сбросили ПТБ. С ними вступила в бой пара F-4E 119 аэ (ведущий м-р Омри Афек / Хаим Кац и ведомый Рафаэль Корен / Шимшон Розен) уже длительное время находившаяся в районе. Летчикам “Фантомов” удалось сбить два МиГ-а, после чего пришлось отходить по остатку топлива. Оставшиеся два МиГ-а сбили подошедшие “свежие силы” в виде пары F-4E 119 аэ и звена F-4E 69 аэ. Последующие группы израильских самолетов сопротивления в воздухе не встречали.
В 16:05 вертолет “Ясур” №5074, управляемый экипажем 118 аэ Исраэля Яхолома последовательно обнаружил приводнившихся израильского и сирийского летчиков, подняв их на борт. Состояние л-та Шимхони оказалось отличным и его отправили в часть, а вот взятый в плен сирийский летчик с травмами был доставлен в госпиталь Рамбам. После подъёма летчика F-4E дополнительно осмотрели район, наблюдав на воде масляный пятна и разрозненные рыбацкие лодки. В 17:30 последние самолеты, участвовавшие в операции приземлились на своем аэродроме, закончив события этого дня…

Хвостовая часть сбитого МиГ-21МФ №640 678-й аэ упавшего на поле у н.п. Кобет аль-Чамра в Ливане. На киле виден сенсор ИД-2 компаса КСИ-2. Руль направления разрушен в результате боевого попадания.
Сирийская версия
Как уже говорилось выше, сирийские ВВС проводили крупномасштабные учения, что сильно повлияло на результат воздушного боя. Так, 678 аэ базировавшаяся на аэродроме Дабаа, утром совершила групповой вылет на полигон, где молодые летчики отрабатывали боевое применение по наземным целям с использованием ВПУ. После вылета БК восполнить не успели и два звена были подняты в воздух без снарядов к 23-мм пушкам! Уже в горячке боя л-т Абд аль-Хамид Кудур сломал гашетку, инстинктивно пытаясь вести огонь по попавшему в прицел противнику… Фактически только дежурное звено имело полный боекомплект и кто то из его состава сумел повредить огнем пушки один “Мираж”. Кроме того, наиболее опытные летчики эскадрильи Халид Шакруф и Рафик Ассаф находились на отдыхе перед ночными учебно-тренировочными полетами, поэтому ведущими звеньев взлетали молодые летчики в звании старших лейтенантов, не имевшие реального боевого опыта. Ещё хуже обстояло дело с ведомыми пар – фактически это были недавно окончившие училище лейтенанты (выпуск №19 и специальный выпуск №1 летного колледжа), с маленьким налетом на типе порядка 60 часов. Именно этим малоопытным летчикам и пришлось вступать в бой с хорошо обученными ветеранами ВВС Израиля…
В 14:15 сирийцами были обнаружены первые самолеты противника, шедшие с набором высоты. Практически сразу поступила команда на подъем дежурных звеньев с аэродромов Хама (подняли 2 звена) и Дабаа (подняли 3 звена). Из-за разной степени готовности интервал взлета меду первым и последним звеньями составил 12 минут.
Аэродром взлета | Кол-во и тип ЛА | Ведущий звена | Примечания |
Хама | 4 МиГ-21ПФМ | к-н Элиас Туркмани | |
Хама | 4 МиГ-21ПФМ | к-н Махмуд Абд аль-Салям | |
Дабаа | 4 МиГ-21МФ | ст.л-т Мунир Сулейман | Первым вступило в бой |
Дабаа | 4 МиГ-21МФ | ст.л-т Хафез Матар | |
Дабаа | 4 МиГ-21МФ | ст.л-т Джавдат Джахджа | В бою не участвовало |
В ходе преследования сирийские летчики вышли на разрешенную дальность пуска почти на срезе береговой черты, над регионом аль-Минтар, южнее Тартуса. После доклада о пусках УРВВ наблюдалось падение объекта в море между островами Арвад и эль-Аббас, на основании чего был сделан вывод о поражении самолета противника. В дальнейшем бой принял очаговый характер, и территориально смещался на юг в сторону н.п. эль-Арида. Все звенья МиГ-21, вступившие в контакт с противником, распадались в процессе маневрирования на пары или одиночные самолеты. Потеря боевого порядка привела к отсутствию управления боем и как следствие к высоким боевым потерям.
Выход из боя сирийские летчики выполняли самостоятельно, в ряде случаев уже поздно распознав малый остаток топлива. Как вспоминает Абд эль-Кадыр Джалаги, бывший тогда молодым лейтенантом, лампа аварийного остатка у него сработала уже над Масьяфом, после чего он решил лететь пока не остановится двигатель. Ему все же удалось дотянуть до аэродрома Хама, где он выполнил посадку с прямой, курсом 93, причем в это же время на полосу сел МиГ-21 л-та Мунира Бижука из другого звена! У него еще оставалось 300 литров топлива, поэтому заход он выполнял по стандартной схеме, курсом 273. Только чудом удалось избежать столкновения. Два из 10 потерянных сирийцами самолетов были покинуты летчиками из-за полного израсходования топлива, без огневого воздействия противника. Только звено ст.л-та Джавдата Джахджа, не успевшее поучаствовать в бою, вернулось домой не распавшись…
После окончания боя, когда остатки поднятых по тревоге групп возвращались на базы, с аэродрома Дабаа было поднято в воздух еще одно звено МиГ-21МФ, наспех подготовленное к выполнению задачи. И опять все самолеты были без полного БК к ВПУ! Звено состояло из летчиков ст.л-та Адель аль-Салеха – л-та Ибрагима Надим Бешиша – л-та Джирджиса аль-Хиннави – л-та Ахмеда Хадер Хассана. Оно вышло к долине Аккар на высоте 6000 м в 15:10 и было атаковано израильскими самолетами, прикрывающими район проведения спасательной операции. Вероятнее всего атака оказалась для сирийцев полностью неожиданной, и всё звено было последовательно сбито, даже не сбросив ПТБ.
Места падения сбитых самолетов этого звена располагались следующим образом:
- Один МиГ-21 упал в перевернутом положении, в поле, между н.п. Таль Биби и Семмакия. Вероятнее всего, элементы хвостовой части этого самолета были найдены в 3 км юго-восточнее, у н.п. Массадия.
- Другой МиГ-21 в пологом пикировании упал на кукурузном поле у н.п. Кобет аль-Чамра, сделав пятиметровую воронку в рыхлом грунте. Летчик катапультировался и приземлился в 2 километрах от места падения, на сетку ограждения. С различными травмами его эвакуировали вертолетом ВВС Ливана в центральный госпиталь Бейрута.
- Третий МиГ-21 был потерян при попытке выполнить вынужденную посадку на аэродроме Клейат.
- Падение четвертого МиГ-21 наблюдали в море, на траверзе н.п. Шейх Зеннад. Его летчик л-т Ахмед Хадер Хассан катапультировался и приводнился недалеко от сбитого израильского летчика. Сириец был плотной комплекции и пока сумел забраться в надувную лодку совершенно обессилил. Наглотавшись воды, он лежал до момента эвакуации израильским вертолетом, даже не отцепив подвесную систему с парашютом.

Обломки МиГ-21МФ 678-й аэ упавшего на территории Ливана между н.п. Таль Биби и Семмакия в перевернутом положении. Видна ракета К-13, сорванная с внутреннего пилона и не сброшенные ПТБ 490 л на внешнем пилоне.
Достаточно много артефактов прошедшего боя в виде сброшенных ПТБ находили в разных местах в Ливане и Сирии. Так, баки сброшенные парой израильских разведчиков, в момент набора высоты при пересечении Сирийской границы, нашли в области Вади Халед, рыбак Абд эль-Кадер Дарвиш из ливанского порта Триполи поднял большой израильский ПТБ у кроличьего острова, а сирийцы выловили из моря у о. Арвад парашют израильского производства 1971 года выпуска.
Итоги
Израильские ВВС в очередной раз продемонстрировали умение концентрировать усилия, использовать техническое преимущество, находить слабые места противника и быстро адаптироваться к ситуации. Выполнение этих условий решило исход боя в пользу израильтян даже на значительном удалении от своей территории, фактически “на поле” противника. В свою очередь молодые сирийские летчики, не имевшие боевого опыта, сделали все возможное в сложившейся ситуации, в ряде случаев действуя быстрее, чем на то рассчитывал противник, вынуждая его отклоняться от первоначального плана.
АЭ | AIM-9 | Шафрир 2 | AIM-7 | ПТБ 1300 | ПТБ 880 | ПТБ 600 | ПТБ 370 | снарядов ВПУ |
69 аэ | 1 | 1 | 12 | 100 (20 мм) | ||||
101 аэ | 7 | 8 | 2 | |||||
107 аэ | 9 | 4 | 7 | |||||
113 аэ | ||||||||
117 аэ | 4 | 12 | 4 | 105 (30 мм) | ||||
119 аэ | 3 | 1 | 7 | 13 |
Согласно сирийским данным противник задействовал 64 самолета, первые из которых были обнаружены в 14:20, а сама воздушная операция продолжалась до 16:30. Со стороны ВВС Сирии в боях участвовало 24 самолета МиГ-21, 10 из которых были потеряны. Погибло 3 летчика, 1 пропал без вести и 1 попал в плен. Уже после окончания боя ВВС Сирии задействовали для патрулирования района все доступные силы, включая даже новые Су-20 с ракетами “Воздух-Воздух”, но практического смысла это не имело.
АЭ | звание | Имя летчика | |
678 аэ | ст.л-т | Мунир Сулейман Аббас аль-Али | Пропал без вести |
679 аэ | л-т | Али Ибрагим аль-Хамад | Погиб |
678 аэ | л-т | Махмуд Мухаммад аль-Разук | Погиб |
678 аэ | л-т | Джирджис Ибрагим аль-Ханнави | Погиб |
678 аэ | л-т | Ахмед Хадер аль-Хассан | Плен |
В ходе боя пострадала и гражданская инфраструктура, с жертвами среди мирного населения. Так пара F-4E 69 аэ (ведущий Ицхак Гат, время взлета 15:15) выйдя в район поисковой операции обнаружила легкое плавсредство, опознанное как сирийский мотобот. Ведущий выполнил заход и огнем ВПУ расстрелял его. В реальности была потоплена рыбацкая лодка, экипаж которой состоял из двух человек граждан Ливана. Один из них Мустафа Мухаммад Ходжа уже в госпитале аль-Асиль рассказал, что они с напарником Либаном аль-Олаби пытались оказать помощь приземлившемуся в воду летчику, когда были атакованы израильским самолетом. При этом аль-Олаби погиб. На территории Сирии пострадало селение аль-Джуамисех, по которому попала серия снарядов 30-мм из ВПУ (предположительно огонь по МиГ-у на снижении вел летчик “Миража” м-р Исраэль Бахарав). Ранения получили 10 человек: в том числе двое – Хаджар Али Шалаш и Али Ахмед Шаабан попали в ливанский госпиталь города Триполи, 12-ти летний Махмуд Махмуд Шаабан, женщины Наджа Али Замзам, Туркия Шаабан и её дочь Фатима Али Шаабан были доставлены в центральный госпиталь города Тартуса, Малия Али Даркам была перевезена в госпиталь Хомса, а легко раненые Ибрагим Махбуб, Наваль Махбуб и девочка Этела Дергам получили медицинскую помощь на месте. У всех наблюдались осколочные ранения. Кроме того гражданский аэропорт Бейрута был закрыт на прием-выпуск воздушных судов на два часа.
Last modified: 02.12.2024